kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Category:

...из старых Дневников. Тулуз-Лотрек


Это фотография  Тулуза – Лотрека (1864 – 1901).

 

                       

У него что-то неладное было с костями, потому поломав в детстве обе ноги, он не смог расти, и его рост достигал только 1 метра 30 см.

 

Это, видимо, отразилось и на его характере, и на его жизни. Потомок графа, он не мог заниматься, как было принято в той среде, лошадьми, балами и прочими забавами.

Но он мог этот мир запечатлеть, что он и сделал.

         Картина называется «Цирк Фернандо. Амазонка». В ней главным становится движение центральных фигур, в том числе и клоуна на втором плане, «обрезанного», что было, по словам Белен, влиянием фотографии. 
                            
                  

Движение и выражение лиц – главное в картине.
Не прорисовывая реалистично детали, Тулуз-Лотрек, тем не менее, точно передает жесткость характеров и явную связь тренера с хлыстом и амазонки.

Движение ног и рук.

Нарочито растопыренная рука клоуна и рука, сжимающая хлыст. Танцующие ноги клоуна и работающие ноги коня-тяжеловеса. В этой игре ног, замечаешь отсутствие ног у тренера, находящегося на первом плане (снова фотографическая «подрезка»), и ноги, как плети, у амазонки.

 Мулен Руж, театр вообще, цирк, дамы полусвета стали жизнью Тулуза-Лотрека, его музой.

Внизу – автопортрет.

                      

Хотя лицо покрыто тенью, все равно в нем видна нахмуренность, прорисованная специально, словно художник смотрит с неудовольствием на зрителя, подозревая, не без основания, что зритель будет смотреть на его искусство через его физический недуг.

Я тоже почти что начала так. И только после внимательного рассмотрения этого портрета,  поняла, как не верно отталкиваться от внешнего облика человека (даже, если он определил его жизнь), когда речь идет о творчестве, то есть о мире внутреннем.

Тулуз-Лотрек получил прекрасное художественное образование. Он копировал картины лучших мастеров, таких как Веласкес, Давид, Ingres, и всегда, еще с детства, был склонен к рисунку. Потому  художник и владел рисунком на самом высоком уровне.

Рисунок и есть главное, что Тулуза-Лотрека  отличает от импрессионистов. Он преклонялся перед рисунком, а также  перед характером, а не сиюминутной зарисовкой сцены или настроения. Он не мыслил цветом и его вибрацией, как импрессионисты, хотя и владел им прекрасно.

 Рисунок повлиял и на то, что Тулуз-Лотрек занимался также литографией и достиг невероятных высот в искусстве плаката.

Например, плакат, посвященный певцу и чтецу поэзии (его имя на плакате). Мне всегда нравилась эта литография своим красным шарфом, резким контрастом красно-оранжевого с черным и, особенно мужественной силой выразительного лица.

           

              В этом плакате, как мне кажется,  уже заключена поступь ХХ века, хотя Тулуз-Лотрек прожил в нем только один год.

 Истинный модернизм. Здесь же, как и в других портретах, возникает и предвосхищение пути Модильяни.

Сходен портрет Джейн Авриль. В нем важна линия, необыкновенно точная и пластичная, гибкая, как и змеевидная тонкая фигура этой певицы (не помню точно, певица или актриса, но по характеру рта склоняюсь к певице).

И еще – важен жест, дополняющий змеевидное движение ужасом смерти. Все это похоже то ли на Клеопатру, то ли на Саломею.

 

                     

 

Тулуз-Лотрек создал много женских портретов. При этом его явно привлекали рыжие!

В портретах у него тоже иной акцент, нежели у импрессионистов. Художника меньше интересовала зарисовка среды. Вместо запечатления мгновений жизни, у него господствует отражение состояния и характера героини или героя. 

Действительно, на портрете с названием «Рыжая» мы видим профиль женщины, погруженной в свои мысли. Ничто внешнее не отвлекает ни ее от этого погружения в свои думы, ни зрителя от созерцания их. Черный цвет заставляет меня думать, что мысли ее тягостны.

                               

                Хотела поместить еще один портрет. Портрет рыжей Лулу, но он из другого места Интернета, потому выходит микроскопическим, а жаль. Очень интересен, на мой взгляд.

Ура! Удалось увеличить! Правда, при этом картина выходит смазанной. Но все равно видны краски, импрессионистские, игра красками, которая не всегда встречается в картинах этого художника, детали туалета (черная бархотка на шее, вошедшая в эти годы в моду), контраст женственности Лулу и двух мужеподобных сопровождающих в черном (они тоже частично «отрезаны»).

                           

Есть у Тулуза-Лотрека и портреты обнаженных.

Один из них под названием «Туалет» по краскам близок к Дега.

Мне он нравится  своими разнообразными линиями, то есть рисунком.Удивительно это умение при помощи изменения только толщины штриха менять объем, освещение, перспективу.
Я это все по-настоящему поняла благодаря курсам гравюры (кажется, уже писала об этом). Хотя я была всего несколько раз (сделала «незабываемого» рокера!) и решила больше не ходить, потому что это не мой жанр, а время у меня ограничено. Но именно в эти первые разы мне открылась тайна настоящего рисунка.
Оба художника (испанец и аргентинец), у которых я, вроде бы, училась, меня к этой тайне не приблизили!

Теперь же, глядя на линии, Тулуза-Лотрека, я упиваюсь, рассматривая, такая в них изящность и тонкость, разнообразие.

                 

 

 Тулуз-Лотрек был завсегдателем одного французского борделя, сделав его почти филиалом своей мастерской.

В своих героинях он видел в первую очередь людей, у которых все чувства такие же, как и у других. Как и всюду, его внимание привлекал характер персонажа.

Например, в картине, где он запечатлел двух служительниц любви, стоящих в очереди на еженедельную проверку врачом, видно как неловко чувствуют себя полуобнаженные женщины, казалось бы, привыкшие раздеваться и бывавшие в разных ситуациях. И усталость - у первой, уже не молодой женщины (кого она мне напоминает!?), с уже опавшей грудью и согнутыми плечами. Вспомнился Амстердам с проститутками разных возрастов, и жалость при виде старых.

                            

 Как и Дега, Тулуз-Лотрек писал танцевальные сцены, как, например, «Танец канкан». Однако манера Тулуза-Лотрека иная, как и сам танец иной.
                            
     
По мнению Белен, в манере письма здесь преобладает нервозность.

 Я пыталась найти для себя более точное  определение.

 Думаю, что дело здесь  не столько в нервозности, сколько в специальной брошенности линий, как бы эскизности, для того, чтобы подчеркнуть динамику, ритмическую быстроту.

Картина написана словно быстрый рисунок с натуры, но, тем не менее, она обладает для меня  полной завершенностью, выверенностью всего и той особой спонтанностью, которая проявляется только в некоторой «брошенности», «недосказанности» линий. Мне кажется, что это – лучшая картина Тулуза-Лотрека.

Гениальный в ней рисунок!

И снова игра двигающихся ног.

И эта равнодушная усталость старика на первом плане (и ноги его не важны)!

 В другой картине - «Мулен Руж» -  Тулуз-Лотрек как бы собрал воедино многое из своего творчества.

                            
      Синее с белым лицо-маска (но при этом удивительно живое!) на первом плане напоминает литографии художника.
Это лицо, обрезанное, как на фотографии, общается с нами. Эта женщина (тоже портрет Лулу) идет к нам, глядит на нас, безмолвно сообщает что-то важное. Может быть, то, что жизнь для всех одинакова, потому что все приходит и уходит, все приходят и уходят.
Уйдет и рыжеволосая дама с осиной талией, уже не принимающая участие в  игре за столом.
Уже в пути две женские фигуры на дальнем плане. Женская фигура в сером придает этому уходу и картине живость  игрой своих рук, повторяющих разлитый по всей картине белый свет.
Как некая устойчивость рядом с рыжеволосой дамой, слева виден графин с рюмкой на белой салфетке. Как некая незыблемость, наряду с застывшими лицами и позами игроков за столом. Питье, продолжающее губить людей и сейчас,  - это уже нечто автобиографическое, потому что художник был алкоголиком (его даже пытались лечить в Испании).

 И вот, наконец, на дальнем плане уходят две фигуры в черном. И одна из них карликового роста.

Уходит сам Тулуз-Лотрек.

Он дожил до 37 лет (как Рафаэль). 

Но женщина в черном с бело-голубым лицом и рыжими волосами идет к нам и, может быть, передает от него привет.
                             

                               

 

 


 


Tags: Тулуз-Лотрек
Subscribe

  • На Средиземном море сегодня

    15 июля 2021 Сегодня похолодало. Ветер холодный. обещают вечером дождь, и небо, следуя этому обещанию, начало готовиться к дождю уже рано утром..…

  • Прогулка в жару или что такое дыбр.

    10 июля 2021 Хотелось бы, конечно, написать о чем-нибудь интересном и поместить новые фотографии на тему, но это сейчас не в моих…

  • Остатки от дневниковых замыслов

    29 мая 2021 Поставила дату и поймала себя на мысли, что хотя мой блок и называется дневником, но это большое преувеличение. Дневником он стал в эти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments