kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Categories:

....из старых Дневников. Мой Рафаэль.


....поговорю-ка я лучше о Рафаэле  (1483 – 1520) – моем любимом художнике с  самых ранних лет.

Сначала Рафаэль был для меня любовью к «Сикстинской мадонне». Я и сейчас не понимаю, как можно было написать такую красоту!

 

                       

 

 

Потом у меня долго на самом видном месте  стоял альбом с Автопортретом Рафаэля на обложке. Стоял сначала дома, потом на даче.... Моя любовь...

                      

И эта была любовь к художнику, сплетенная с несбыточными мечтами и розово-голубыми закатами, с неожиданными поэтическими выплесками, с параллельной жизнью реальности и представления.

         Я видела многое из Рафаэля в подлинниках, и он с каждым разом очаровывал все больше и больше.

Была я и в римском Пантеоне, где он похоронен. Когда вошла туда, то невидимый, так и оставшийся неизвестным органист заиграл «Ave María» Шуберта. В этом было необъяснимое чудо.
«
Ave María» как-то с Рафаэлем мистически сплетается.....
             Рафаэль прожил 37 лет, а успел написать бесчисленное множество картин, громадные фрески. Настоящие шедевры.

                  

 Это известная фреска Ватикана - «Школа в Афинах», где Рафаэль дал философам лица художников своего времени. Платон – Леонардо. Фреску надо долго рассматривать, чего мы в свое время в Ватикане не сделали, устремляясь к Микеланджело.... 

Мне кажется, что достаточно  трех картин, помещенных ранее, чтобы навсегда  полюбить Рафаэля.
            Конечно, Рафаэль передал и свет, и воздух, обволакивающий фигуры, и необыкновенно яркую красочность, и соединение движения и статики. Восхищаешься замечательной стройностью его композиции и его чувством гармонии...
Но меня он завораживает красотой, нежностью и  возможностью общения через века, возникающей между персонажем и зрителем...  немым разговором взглядов, как с его Автопортретом, и полным пониманием, когда слова уже не нужны.
 

         Рафаэль был одним из великих рисовальщиков. Им было сделано около 400 рисунков (некоторые из них мне посчастливилось видеть в подлиннике). С рисунками погружаешься в его поиски, пытаешься понять направление его мыслей.

 В рисунке, помещенном  далее, Рафаэль стремится преодолеть статику, подчеркнуть не идеальность фигур, а живость их отношений и отразить полное взаимопонимание матери и ребенка, когда мать следует за каждым движением ребенка... 

                      
                   
                        

Очень интересно было сравнить рисунок с тем, что сделал Рафаэль в результате. Конечно, он выбрал движение!

Нашла «Мадонну де Альба», в которой завершился этот поиск.  Необыкновенная красота красок (только сейчас заметила, что эти слова – ближайшие родственники)! Не могу оторваться....
        ... картина замечательна не только красочностью, но и  всем другим, в том числе и пластикой линий.  Все-таки, она не подавляет красочностью рисунок и не превосходит красоты линий этого неоконченного рисунка. Мне даже видится в последнем больше таинственности. Эта, вероятно,  тайна возможности изменения и развития, которую создает незавершенность. Это тайна движения, которое законченная картина как бы останавливает. Поймать ускользающее мгновенье и остановить его для вечности.

                     

 И рисунок, и картина – тайна Гения.
               И рисунок и картина меня чаруют своей красотой.
               А от сопоставления зеленого, красного и черного цветов в картине, я просто превращаюсь в ненормальную, экзальтированную....
И в этот момент я не думаю об общении с картиной, не думаю ни о чем, я просто поглощаю цвета и упиваюсь ими. И пьянею больше, чем от вина. И веду себя, как запойная пьяница, не могущая оторваться от бутылки.

И снова восклицаю: «Ну, как можно было создать такую красоту!»

 

 

 

 

 

 

 

 


Tags: Рафаэль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments