kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Category:

Гирландайо и Тернер с Интермеццо

 

  ДНЕВНИК № 80

                   Гирландайо и Тернер с Интермеццо

18 сентября 2010 г.

Дотянула до последнего момента, завтра выставка Тернера закрывается
(благо, что одна милая френдина мне об этом напомнила),
так что сегодня с утра помчалась туда.

Но…как всегда, я примчалась не туда.
Притопала к музею Тиссена, а там вместо Тернера,
который, оказывается, в Прадо, выставка:

«Гирландайо и Возрождение во Флоренции».

 

 

Скажите, вы смогли бы отказаться от него да еще с флорентийским Возрождением?
Я не смогла. В голове пронеслись крамольно-безобразные  мысли:
«Черт с ним Тернером (а, между прочим, я из-за него сократила на несколько дней морское пребывание и тряслась 10 часов в пути),
что я его расплывающихся картин не видела?)»

И отравилась на свидание с Domenico Ghirlandaio (1449 – 1494)
и Возрождением…
Первое, что увидела, находится перед вами.
Это огромное деревянное блюдо, расписанное с двух сторон, стояло под стеклом на постаменте в середине зала.
В 15 веке подобные заказывались для того, чтобы увековечить рождение детей.
Гербы, украшающие изображение играющего на гайте, имеют отношение к роду героини выставки, о чем речь впереди.

 

 На другой стороне блюда-доски – Страшный суд.
Довольно редкий мотив для этого типа предметов, но, видимо, это было вызвано какими-то личными обстоятельствами,
заставившими художника отразить бренность мира….

 

 

В основе выставки  «Портрет Джованны» (1488), флорентийской красавицы из богатого рода, чьи гербы были на блюде, расписанном неизвестным мастером.

 

Этот знаменитый портрет Гирландайо находится в собственности музея
(музей Тиссена в Мадриде), и он действительно замечателен.

Портрет написан уже после смерти Джованны.
Чтобы лучше понять его, хотя он и без этого смотрится и чувствуется прекрасно, надо знать немного о жизни героини.
Она происходила из богатого флорентийского рода, выйдя замуж, породнилась с родом Медичи, и тут же вскоре  ушла из жизни.
Вот, какую эпитафию написал ее супруг Лоренцо Торенабуони:

 «Той, которую Грации наделили внутренней красотой,

а Венера – внешней,

Той, которой богиня Диана пожаловала целомудренное сердце.

Здесь покоится Джованна, честь своей земли из рода Альбицци,

Но вышедшая замуж, будучи юной девушкой, за Торнабуони.

Как была она любима всеми людьми,

Пусть теперь станет любимой Великим Богом».

 

Лоренцо заказал Гирландайо этот портрет, чтобы увековечить память любимой, как сказали бы сейчас, а тогда это считалось увековечиванием ее души, и было актом религиозным.
Портрет Джованны есть и на фреске Гирландайо в церкви Santa Maria Novella во Флоренции…

 И Лоренцо и Джованна изображены также на фресках Боттичелли (1486 – 1487).
На первой – Лоренцо (слева), на второй – Джованна (справа).

 

 

 В портрете Джованны, созданным Гирландайо, ряд символов:
- четки показывают религиозность молодой женщины и то, что она воспитывалась в монастыре
- украшение, повторенное дважды, содержит бриллианты (символ рода Торнабуони) и стилизованную букву «L» - Лоренцо,
- расшитая золотом одежда указывает на принадлежность
к высоким слоям общества,
- книга говорит об образованности.

Самое главное для меня в этом портрете,
помимо высокого мастерства и гармонии:
одухотворенность и чистота, и мысль о спокойном принятии своего пути.
То же, что в изображениях  Мадонн…
В целом же картина Гирландайо находится в рамках той же традиции,
что и портреты Боттичелли:

изображение в профиль, серьезность, психологизм….

Такова, например, «Прекрасная Симонетта» Боттичелли (1475)

 

 

 Однако были портреты и не в профиль. И они все, как мне представляется, дают больше возможностей проникновения в характер, внутренний мир персонажа, в его тогдашнее состояние.
В известной мере, в них больше жизни.
Гирландайо. Портрет женщины (1485)

                       

 

Гирландайо. Портрет девушки (1490 – 1494).
Один из самых замечательных, на мой взгляд, портретов.

                            

 Школа Гирландайо. Портрет юноши (1495)

                           

 Поместив два портрета в красном, подчеркиваю любимый цвет Гирландайо.
Он в нем использует большое число оттенков, мне показалось,
что все возможные комбинации красного цвета им исчерпаны.

С упоением их рассматривала в «Преклонении магов» (1487), огромной картине, рассчитанной на помещение в дворцовых палатах.
Фотография несколько нивелирует разнообразие оттенков,
но все равно заметно, что их немало…

 

 

Сочетание синего с красным тоже привлекательно,
и в синем цвете есть сходное, хотя и меньшее разнообразие оттенков –
от нежно - голубого к интенсивно синему.
То же в золотистом цвете….

Красный и синий в основе композиции «Мадонна с младенцем» Гирландайо,
как и золотистый цвет, исходящий ото всех фигур.

  

 На выставке я  долго возвращалась к двум Мадоннам и никак не могла насмотреться.
Одна – Гирландайо, другая – Липпи…
Такая одухотворенность и красота,
такая гармония и тонкость в сочетании тонов,
около которых находиться  хотелось бесконечно…

 Гирландайо. Мадонна с младенцем (1470)

                                      

 

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем (1450).

                              

 После таких картин смотреть можно только на что-либо другое.
Например, на очаровательную небольшую картину
Жерардо  Джованни де Фора «Борьба Любви и Наказания» (1480)
из цикла картин, вдохновленных Петраркой.
Наказание явно побеждает, посмотрите,
сколько поломанных любовных стрел валяется на земле…

           

 Или, например, рисунки.
Были великолепные!!!
От них тоже отрываться не хотелось и не хочется….

 Андреа Вероккио. Голова женщины (1475).

                                                

 

 

Педро Перуджино. Голова юноши в шапочке(1480 -1485)

                                            

 Гирландайо. Голова старой женщины (1486 – 1488).

 

 

Продолжение следует.....

 

 

                              

 

 


Tags: Возрождение, Гирландайо, Музеи, Художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments