kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Categories:

Гирландайо и Тернер с Интермеццо


    
          (продолжение, начало здесь:  http://kseniapo.livejournal.com/14413.html )                     


                             Интермеццо

 Насладившись созерцанием духовного и высокого, 
было задумалась, не продолжить ли,
не пойти ли немедленно в Прадо к Тернеру,
но влезли грубо-материальные мысли о хлебе насущном,
ибо наступило время обеда.
Ну, вот, решила я, пообедаю, поразмышляю,
от эпохи Возрождения отстранюсь,
может быть, и до Тернера доберусь.
Мыслила и отстранялась, и вкушала вот здесь,
в изысканном кафе музея,
где можно было бы изучать разные языки,
но думы покоя не давали и внешние звуки отключали.

 

 

 

Объясняю, что и как лежит у меня на столе.
Сначала как: очень сильно увеличено, сухарики кажутся ломтями, чашечка с майонезом чашей, салат горой, а карпаччо вообще чем-то непонятным.
В реале все было более миниатюрным…

Салфетка черная была на самом деле,
вероятно, для гармонии с моим кардиганом, в кадр не вошедшим.

Ну, а портрет юной флорентийки в представлении не нуждается,
как и напиток…
 

Частично ответила и на вопрос «что».
Теперь о невидимом:
под салатом прячется кусочек маринованной груши,
а совсем домашний майонез вкусно тает во рту, как и карпаччо.

Вот теперь все.
Ах, да, дороговато, но чего не сделаешь, чтобы отдохнуть,
набраться сил для следующего свидания с картинами.
После вкушения даров от поваров,
мысли о посещении Прадо окрепли окончательно.
Не могу же я предать Тернера, который завтра покидает этот город,
и не посмотреть его творения!
Теперь осталось завершить переход от одного музея в другой,
благо они находятся на одном проспекте,

и тем самым перестать мучить читателя
ожиданием новых шедевров.

Но придется еще немного отдохнуть от выставок и картин,
потому что всякий раз как я приближаюсь к Прадо,  
вижу церковь Херонимов и на момент забываю о Прадо,
погружаясь в воспоминания, немного грустные.

 Вспоминаю, как я там играла на органе за час до службы
(органист разрешал мне играть, благодаря по просьбе одного нашего друга, без протекции ничего не бывает!),
и меня слушал внизу Олег (с Ольгой), наряду с другими людьми.
Потом я играла там и на свадьбе,
даже с собственным свадебным маршем,
потому что невеста от привычного набора отказалась,

но первым, сколько бы я не подходила в Прадо, при виде церкви
всегда возникает невидимое  присутствие Олега,
который уже никогда туда не придет….

Вот об этой церкви идет речь.

                                   

 А сегодня напротив нее играл на гитаре Баха аргентинец
(Эдгар Моффат), хорошо играл и продавал свой диск,
правда, с другой программой.

Я коммерцию поддержала, и момент этот увековечен.

                                

 

                       J.M.W. Turner (1775 – 1857)

Выставка называлась «Тернер и мастера».
Не совсем правильно, на мой взгляд, разве Тернер не мастер?
Но, правда, когда выяснилось, что есть две картины Рембрандта,
и я к ним прилипла (привычка такая, к картинам прилипать!),
лишь из вежливости скашивая взгляд на картину Тернера,
созданную под его влиянием, то название уже как-то не оспаривалось…

Рембрандт. "Девочка, опирающаяся на окно"
(умираю от этой красоты, идеальной во всех отношениях!).
          

 А вот «Портрет Джессики» (персонаж из пьесы Шекспира), 
где Тернер использовал модель этой картины Рембрандта.

                                               

 Откровенно говоря, если бы мне не сказали,
я бы модели не увидела, да и сейчас как-то плохо вижу….

Художественное же впечатление  абсолютно различно,
как различно живое, глубокое, человечное и декоративное.
На выставке это виднее, чем здесь,
и Тернер очень сильно проигрывал великому мастеру,
а его картина воспринималась как клоунская (да, простит меня Бог).

А если на Рембрандта не смотреть,
то она кажется просто красивой и вполне достойной.

Я заметила, что в  работах,
где Тернер заимствовал модели у больших мастеров,
изучая их,  он  им проигрывал.
Видимо, он не мог быть свободным,
не мог еще освободиться от школы...
В ряде случаев, как мне кажется,
происходила смена или с живого  на декоративное,
или  смена легкого, воздушного,
прозрачно написанного пространства
на тяжелое, перенасыщенное, сжатое.

Например, «Удовольствия бала» Ватто.  

              

 И «Этюд» Тернера, где он включил эту картину Ватто,
свои собственные картины и массу всего другого.

                

И опять же, если не сопоставлять, а просто смотреть на Тернера,
то картина не кажется такой перенасыщенной,
как в сравнении с Ватто, у которого фигур намного больше,
но они живут в свободном и гармоничном пространстве.
Нечто аналогичное возникает и при сопоставлении картин
Ван де Вельде, великого голландского мастера, изображавшего море.

При всем великолепии картины Тернера,
она по сравнению с голландским мастером кажется мне перегруженной.

Ван де Вельде «Английский корабль» (1672)

                                   

 Тернер «Кораблекрушение грузового судна» (1805 -1810)

 

 Но сопоставление некоторых других картин было для меня равнозначным.

Например, «Озеро Неми» (1758) Рихарда Вильсона  и
«Эней и Сивилла, озеро Аверно» (1798) Тернера.

 

 

 Одинаково хороши картина Клаудио Лорена «Порт и причал в Санта Урсуле» (1641) и созданная на ее основе картина Тернера


 

 

                                    Венеция Каналетто и Венеция Тернера

 

 

 

 

В картинах, посвященных Всемирному потопу,
Тернер был вдохновлен, с одной стороны, Пуссеном,
а с другой,- «Теорией цветов» Гете.
Размышлять об этом интересно….

               «Тень и тьма: Потоп вечером» (1843)

                        

                                 «Свет и цвет: утро после Потопа» (1843) 
                   

 В этих картинах  мы уже попадаем в индивидуальный мир  Тернера,
с его особым стилем, приметы которого возникали во всех картинах и раньше,
но как часть, а не целое. 

Для меня этот стиль заключается в попытке
через  изображение света проникнуть в «психологию» изображения,
или точнее, в то, что скрывается за видимым миром.

Этот путь ведет, как мне кажется, в сторону космоса
(сейчас, когда появились фотографии туманностей и далеких галактик,
это подтверждается),

а с другой стороны, - это путь в микромир, в красоту клеточных структур
(тоже есть фотографии этого мира).

Тернер предчувствует эти новые реальности,
тяготея больше к космической….

«Прилив» (1830).
Обратите внимания на лица в небе, я по себе знаю,
что Тернер их сознательно не писал…

 «Покой: морская гробница» (1842).
Покоя я тут, правда, не вижу…
                        

 «Яхта около берега» (1835 – 1840).
Это одна из моих любимых картин,
и с нею мы с Тернером прощаемся…

 

 

 


Tags: Художники.Выставки. Тернер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments