kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Category:

Эпический сказ о Хермане, Боккерини с Брунетти и концерте Ritirata.

ДНЕВНИК № 281.


9 ноября 2013

Как написать коротко о концерте Ritirata с музыкой Боккерини и Брунетти, если он всколыхнул воспоминания о людях, о событиях? Все связано.
Если материал поделить для удобства чтения на части, то обязательно какая-нибудь часть не будет дописана из-за моей капризности - «не хочу, и все!».
Вот так и получается, что снова рассказ о концерте «расплывается»!
И пусть себе плывет!

В Мадриде и недалеко от него есть несколько университетов. Причем тут концерт, скажет читатель? Такова моя жизнь, отвечаю я.
С одним из них (La Universidad Autónoma de Madrid) я уже когда-то знакомила читателей в связи с конференцией. Так как моя жизнь в Испании складывается вокруг моих знакомых и друзей, многие из которых перешли мне в наследство от мужа, то я отражаю не общую картину событий испанской жизни, а ту ее часть, которая достается мне. Оттого и получается, куда ни ткну, всюду есть воспоминания и личная информация. Так и с этим концертом.

Один из учеников моего мужа, альтист, гитарист, теоретик, человек благородный, добрый и талантливый, имя которого - Херман - нередко мелькает у меня в публикациях, последние годы увлекся музыковедением и посвятил себя исследовательской работе.
Знакомьтесь, кто еще незнаком: Germán Labrador López de Azcona.

Фотография с прошлогоднего банкета.
Он преподает в этом мадридском Университете. Тут мы приближаемся к концерту.
Университет организовал (читай: главный организатор Херман) цикл концертов испанской музыки как отражение музыкальной деятельности Университета и его направленности на развитие культуры и образования. Иными словами, программа концертов связана с ведущимися в Университете изучением и восстановлением исторического наследия.

В этом концерте основной акцент сделан на музыке Боккерини и Брунетти.
К Брунетти Херман имеет самое непосредственное отношение, но об этом позже.
Закончим сначала с рассказами вокруг Боккерини.

Не удивительно, что на концерт, где много музыки Боккерини, наше Общество Боккерини, о котором я тоже все время пишу в связи с заседаниями, празднованиями, обедами и юбилейными поездками, явилось в большом составе и заполнило сначала вестибюль, а потом и некоторую часть зала.
В вестибюле царит оживление. Народ общается. Меня всем представляют как пианистку, я не только не протестую, хотя надо бы, а радуюсь и раздуваю гордо щеки от такой идущей впереди меня лестной славы, музыковедческая меня бы так не обрадовала!


В светлом костюме – Хосе Антонио Боккерини:


Внучка Хосе Антонио Боккерини, президента нашего Общества, Моника. Смотреть о ней и об Обществе Боккерини:

http://kseniapo.livejournal.com/142418.html
http://kseniapo.livejournal.com/142643.html
http://kseniapo.livejournal.com/95981.html
Прежде, чем войти в зал, я отвлеклась на другие воспоминания. Ничего не поделаешь, часть моей жизни прошла здесь.
Сколько раз я входила в эту открытую дверь, предназначенную для исполнителей, вместе с оркестрантами, прячась за спину моего Олега, то есть, выдавая себя за музыканта оркестра, чтобы сидеть на репетициях. А иногда, когда Олег еще не купил мне инструмент, он мне устраивал возможность играть на роялях, стоявших в репетиционных комнатах.
Прошло уже много лет, а тоска по тем временам все не проходит….
И всплывает каждый раз, как я сюда прихожу.
Херман был частью той нашей жизни.

Чтобы отвлечься от воспоминаний, все же не совсем о себе повествую, углублюсь в информацию о композиторах и сочинениях концерта, взятую из буклета. Большая часть буклета написана Херманом, специалистом по испанской музыкальной культуре 18 века.
О Луиджи Боккерини, протагонисте концерта, написал также родственник композитора Хосе Антонио Боккерини (искать светлый костюм на фото ранее).
Перевожу для желающих узнать биографию и связанные с нею имена королей, принцев…., а также немного об Обществе Боккерини.


«Луиджи Боккерини (1743 – 1805) был итало-испанским музыкантом, достигшим творческой зрелости в последней трети 18 века. Итальянец по рождению, он родился в районе Тосканы, и испанец по своему постоянному пребыванию в нашей стране в течение большей части своей жизни, 37 лет из прожитых 62. В свое время он считался одним из выдающихся музыкантов, и его служения искали блестящие и могущественные покровители, как Принц дон Луис, брат испанского короля Карлоса Третьего, у которого он служил в течение 16 лет, и Император Federico Guillermo II de Prusia, у которого он был камерным музыкантом 11 лет. Не считая других покровителей, как граф Ozuna и брат Наполеона Luciano Bonaparte. Помимо служения своим патронам, он много творил и исполнял, создав около 500 произведений.
Боккерини сделал важный вклад в историю музыки, сформировав первый известный струнный квартет, Тосканский квартет, создав форму квартета, похоже, что в этом он опередил Гайдна, он также первым написал квинтет с двумя виолончелями.
Таким образом, при жизни он был весьма значительным композитором. Но весь этот блеск и великолепие исчезли после его смерти, совпав с изменением вкусов а, точнее, музыкальной моды. Итак, в течение долгого 19 века его имя исчезло из музыкальной панорамы, и Луиджи Боккерини стал почти неизвестным в артистическом мире; в популярном сознании возникла серия мифов, которые отвергло современное исследование (речь идет о монографии Jaime Tortella), как распространение слухов о его бедности и нищеты в последние годы жизни.
К счастью, ситуация стала меняться в последние декады прошлого века. Как родственник музыканта, с долгой жизнью за спиной, я верю, что имя Боккерини, которое много лет не связывалось ни с музыкой, ни ассоциировалось с композитором, сейчас становится все более известным как имя выдающегося музыканта, и его личность и произведения постепенно оцениваются все более высоко. Хотелось бы думать, что Ассоциация Луиджи Боккерини, которая в этот год отмечает десятилетие своего существования, вносит вклад своей многочисленной деятельностью (расширение исследований Боккерини, распространение его музыки, организация и участие в конгрессах, фестивалях и концертах, в том числе, и публикация произведений Боккерини) по справедливому восстановлению творчества артиста, который должен занимать в истории музыки значительное место как выдающийся музыкант классицизма».

Когда речь шла о 10-летнем юбилее Общества, я оживилась невероятно, но тут же сникла, так как ничего путного для общества не сделала.

                                       Программа концерта и о «Ритирате»




Читатель может видеть, что все сочинения Боккерини в этом концерте написаны для струнного квинтета с гитарой. Предоставляю слово Херману:
«Все эти сочинения были написаны для маркиза Benavent, который, похоже, был гитарист-любитель и поклонник музыки Боккерини. Вокруг 1798 года композитор сделал 12 квинтетов с гитарой на основе различных произведений, первоначально задуманных как квинтеты с двумя виолончелями или же фортепианных квинтетов. В случае Квинтета G.449 видим пример того, что все его четыре части происходят из различных произведений (…) Настоящий пирог, стряпня (pasticcio) , в определении того времени, с единственной целью удовлетворить маркиза, отобрав нужное из камерной музыки композитора».

“Ritirata” ансамбль, созданный Хозетцу Обрегон, виолончелистом и дирижером оркестра. Он организовал этот ансамбль, когда жил в Голландии, где изучал игру на виолончели барокко.
Сейчас Обрегон художественный руководитель ансамбля и играющий в нем на виолончели 1740 года, сделанной Себастьяном Клотц. О его высоком статусе исполнителя свидетельствуют имена тех, с которыми он сотрудничал: Jordi Savall, Filippe Jaroussky, Placido Domingo, Krzysztof Penderecki и другие.


Имя «Ритирата» заимствовано из последней части Квинтета Боккерини, который он написал в Мадриде, ее название «La música nocturna delle strade di Madrid” «Ночная музыка на улицах Мадрида». Первая часть сегодняшнего концерта заканчивалась вариациями, имеющими прямое отношение к названию ансамбля.
Для прояснения всего снова даю слово Херману:
«Вариации на тему «Ritirata de Madrid» - это транскрипция для квинтета с гитарой (…) . La Ritirata или retreta – военный сигнал, который среди других различных значений служил как сигнал отбоя или же для того, чтобы шумящие толпы освободили ночные улицы. Отсылая к этому известному в свое время сигналу, Боккерини включил этот сигнал в Квинтет 1780 года как пример звуков пейзажа Мадрида вместе с другими небольшими музыкальными олицетворениями города, такими как колокола, зовущие к молитве, пение слепцов или сегидильи, распеваемые кем-то в мадридскую ночь. Не будет бесполезным подчеркнуть, что великолепный состав музыкантов, участвующий в программе, принял имя этой части, как отражение своего единения с произведением Боккерини».

Ансамбль этот приобретает постепенно известность не только в Испании, но и за ее пределами.



Некоторые ссылки:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_profilepage&v=JR_xHoDo3P8
http://www.youtube.com/watch?v=nLK0-N2Eruk&feature=share&list=UU3N9i_La_3LmtO_SJU-flnw



Премьерой концерта был Квартет Брунетти, который не исполнялся больше 200 лет. Быть может, он бы еще дольше не исполнялся, если бы не Херман. Не зря же я Хермана сделала главным героем моего эпического рассказа!
Херман Лабрадор несколько лет назад занялся архивами этого композитора. Я хорошо помню это начало работы над диссертацией и монографией. Херман в это время получил наследство от своей тети и потратил его на изучение архивов Брунетти в странах Европы и Америки. Мы еще шутили, что живем лучше королей, так как имеем возможность делать только то, что хотим!
Результатом стали научно выверенный каталог, монография о композиторе и блестяще защищенная диссертация.
Слово Херману:
«Случай с Брунетти аналогичен Боккерини, он приехал в Мадрид в первую декаду 1760 годов, вошел в Королевскую Капеллу в 1768 году, а в 1779 начал служить маэстро музыки у Príncipe de Asturias (будущего императора Карлоса Четвертого), который оставляет его как камерного музыканта и после коронации. Почти всю свою музыку Брунетти создает для Карлоса Четвертого. Он умирает на этом посту после 28 летнего служения как исполнитель и композитор королевской персоны. Его музыка почти не была опубликована при его жизни и впоследствии была забыта до второй половины 20 века, когда были сделаны попытки познакомить с его произведениями, преимущественно с симфониями. По-видимому, это вопрос близкого времени, когда Брунетти станет известным, как главный композитор Испании, наряду с Боккерини, создавший симфоническую и камерную музыку между 1770 и 1800 годами».
«Квартет Гаэтано Брунетти, включенный в концерт, вероятно, одно из самых чудесных произведений, созданных композитором. Это также сочинение, чье возобновление выполняет, своего рода, историческую роль, так как его произведения почти не исполняются, можно сказать, что возрождение композитора, начатое изучением биографии и созданием каталога его сочинений, - это один из результатов исследований, ведущихся Автономным Университетом Мадрида. Особенно выделяется третья часть квартета, ария в характере бельканто, в которой первая скрипка виртуозно импровизирует с большим количеством фиоритур подобно тому, как делал это придворный музыкант предыдущей правящей королевской династии – Фаринелли.»

Обратите внимание, что из скромности Херман не упоминает о том, что этот исследователь, возродивший к жизни имя Брунетти и этот квартет, он сам - Херман Лабрадор Лопес де Аскона.
На концерт, важный для его детища - Брунетти с квартетом - Херман пришел со своей маленькой дочерью. Говорит, что ей понравилось.
Понравился концерт и всем присутствующим взрослым.
Думаю, что это заслуга и музыки, легкой, изящной, воздушной и яркого исполнения,
особенно во втором отделении.




Музыка Брунетти: симфония
http://youtu.be/YWAfAQ40QVo
Stabat Mater
http://youtu.be/Fe7vyzCQapM
Tags: boccherini, brunetti, german, друзья
Subscribe

  • С днем рождения Леночка !

    Поздравляю дорогую нашу Каминщицу с днем рождения! здоровья и многих интересных дорог! В подарок фадо из Португалии И нкесколько картинок из…

  • Немного светлого

    18 апреля 2019 Устав от переживаний по поводу катасстрофы в Париже, решила собрать и поместить наиболее светлые фотографии, сделанные еще до…

  • С фотоаппаратом по московским окраинам

    дневник № 23 11 июля 2018 У меня был перерыв в жизни нормальной, виртуальной и в фотографиях, связующем звене между ними. Перерыв затянулся, и я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • С днем рождения Леночка !

    Поздравляю дорогую нашу Каминщицу с днем рождения! здоровья и многих интересных дорог! В подарок фадо из Португалии И нкесколько картинок из…

  • Немного светлого

    18 апреля 2019 Устав от переживаний по поводу катасстрофы в Париже, решила собрать и поместить наиболее светлые фотографии, сделанные еще до…

  • С фотоаппаратом по московским окраинам

    дневник № 23 11 июля 2018 У меня был перерыв в жизни нормальной, виртуальной и в фотографиях, связующем звене между ними. Перерыв затянулся, и я…