kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Categories:

Лазурный Берег. Ницца. Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, 22 апреля 2013 г

Очень редко делаю репосты, этим захотелось поделиться.


Originally posted by elenajakovlevna at Лазурный Берег. Ницца. Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, 22 апреля 2013 г
Мы прилетели в Ниццу на десять дней. И каждый из них предполагаем провести в том или ином  городке Лазурного Берега. Прежде всего мы запланировали посетить национальный музей Библейского послания Марка Шагала. Основу коллекции составили картины цикла «Библейское послание» — 17 тематических полотен. Кроме того в неё вошли все подготовительные к этим полотнам эскизы, графика, работы, написанные маслом и гуашью.

"Я считаю, что эти картины иллюстрируют не мечту отдельного человека, но мечту всего человечества"- Шагал. Открытие музея состоялось 7 июля 1973 года, в день рождения Шагала (86-ю годовщину).



"Библия с детства завораживала меня. Она всегда казалась мне - и до сих пор кажется - величайшим источником поэзии, на все времена. И с тех самых пор я непрестанно искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия - как эхо природы, и этот секрет я попытался поведать людям."- Марк Шагал. Музей расположен на вершине холма, покрытого пышной зеленью. Проект выполнен французским архитектором Андре Эрманом (1908-1978). Музей построен в современном стиле из белого камня, с ярко освещёнными, просторными залами:



"Воскресенье", 1953 г.


"Рыбак", Греция, 1952 г.

В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям; ведь оттиск можно повторять практически бесконечное количество раз. Яркие и праздничные, „Библейские сюжеты“ Шагала до наивного просты в исполнении: словно бы ребенок рисовал серьезную взрослую книжку. Но с какой первозданной стихийной мощью организованы эти линии и пятна! С такой радостной непринужденностью и вместе с тем внимательною серьезностью Бог, должно быть, создавал мир…






"Посвящения Гогену", 1956 г.


"Закат, Греция", 1952 г.


Элиэзер и Ребекка, 1931 г.




"Моисей и скала Хорива", 1931 г.


"Танец Мариам", 1931
Мариам, сестра Моисея, танцует с друзьями, чтобы отпраздновать освобождение Израиля (Исход, XV,19-21) - Марк Шагал.


Помещение кинозала музея. Здесь несколько витражей Марка Шагала. Genesis(зарождение):




В этом кинозале мы посмотрели документальный фильм о Марке Шагале.

«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия - эхо природы, тайну эту я и хотел передать. Мне кажется, что в картинах этих запечатлена мечта не одного народа, а всего человечества. Они появились после знакомства с франц. издателем Амбруазом Волларом и поездки в Палестину...Произведения искусства должны говорить сами за себя. Если жизнь неизбежно клонится к концу, мы должны расцвечивать ее красками любви и надежды. В этой любви социальная логика жизни и суть всякой религии. Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к этому библейскому источнику... И возможно, здесь зазвучат слова любви, которую я ощущаю во всем. Быть может, прекратится вражда, люди примутся созидать играющий новыми красками мир любви. Осуществима ли эта мечта? Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь» - Марк Шагал 1973 г.






Эскиз к "The King David", 1951. В Священных Писаниях царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений - псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков.

Многие работы Шагала под стеклом, дающим блики. Прошу прощения за этот дефект, но привожу все фотографии.


"Мечта поэта", 1931 г.








































"Авраам и три ангела", 1960-1966.




"Моисей и Неопалимая Купина". В правой части холста Шагал располагает бело-голубую фигуру Моисея, которая напоминает сгущенное облако. Лицо вождя наполнено любовью, добротой и особой просветленной духовностью. За его спиной покойно пасется стадо овец, олицетворяя мирный народ, а над ним летит множество перепелов, по сюжету посланных Богом на пропитание людей. Впоследствии они будут олицетворять манну небесную, которую в течение сорока лет Господь посылал Моисееву народу.
В левой части полотна мы видим Моисея. Его тело образовано огромным расширяющимся к низу потоком человеческих фигур, переходящих море, и преследующих их египтян. Они разделены белым облаком — символом божественной воли, которая позволила Моисею спасти свой народ и вывести его из рабства. Человеческий поток увенчан головой великого пророка. Голова окрашена в золотой цвет. Золотая голова Моисея устремлена к раскрытым божественным скрижалям:




"Жертвоприношение Исаака".




"Сотворение человека", 1956-1958 . "Вначале Творец «из праха земного» создал тело человека, потом оживил его, а позже назвал Адамом, что в переводе с еврейского означает прах земной...Художник довольно точно придерживается текста Святого Писания и изображает своего человека как бы на пороге жизни — сознание Адама отсутствует, мышцы расслаблены, тело бездыханно, а в лице ни кровинки. Перед нами лишь начальная часть божественного промысла. Творец создал пока только тело, но тело это еще не весь человек, у него нет главного — того самого божественного начала, которое роднит людей с Создателем. В каждом человеке живет божественный образ, это — душа, которая, как и Бог, невидима и бессмертна... Шагал изображает тот самый момент, когда Создатель, по слову Святого Писания, вот-вот «вдунет в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). Ответ на этот вопрос находится внизу картины, слева, где художник поместил голубя. Голубь — известный библейский символ, означающий нисхождение божественного начала на человека"-Галина Дербина.



"Традиционно круг являлся символом объединения, таковое значение он несет и в композиции полотна «Сотворение человека». Все герои круга показаны художником в момент высочайшего духовного напряжения. К примеру, великий царь Давид, расположенный в правой стороне круга, читает созданный им псалом. Его прекрасное лицо наклонено к книге, а левая рука лежит на сердце, как бы указывая на то, что все его лучезарные сочинения шли из глубины души. Весь его образ является олицетворением духовности и доброты. Двумя диагоналями Шагал соединяет своего Давида с центральной композицией — ангелом и человеком на его руках. Эта смысловая вертикаль дает возможность сделать вывод об их некой общности."- Галина Дербина.


СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА."Чуть ниже Давида — Иаков, опираясь на лестницу, которая, как считают богословы, является аллегорией «дороги с земли на небо», высоко поднял свечу. Ею он как бы освещает неизведанный путь, предназначенный его народу. Внизу, в кобальтовом пятне, автор помещает великого праотца Ноя с многочисленной семьей, животными и птицами. Правее Ноя, в позе роденовского «Мыслителя» застыл Авраам, а за ним, стоит Сарра. Словом, здесь, в круге, все те, кто является героями отдельных полотен «Послания». Включен в круг и Адам, которого несет на своих крыльях ангел."- Галина Дербина



"Образ Иисуса Христа (распятие на кресте) — есть ключевая фигура круга. «Почему в сюжет „Сотворения человека“ Шагал включил героев, которые на целые века и даже тысячелетия отстоят от момента появления Адама и почему из великого множества людей он выбрал, к примеру, Ноя, Авраама, Иакова, Давида и в особенности Христа?» Христиане считают Иисуса Христа Мессией. Видимо, Шагал разделяет это мнение и поэтому собирает в круг только тех родичей Христа, которым были свойственны мессианские обетования. Думаю, что именно это хочет подчеркнуть Шагал своим отбором героев:



"Историческую спираль жизни раскручивает ярко-красное шагаловское светило. Солнечная спираль расцвечена художником в цвета радуги. В библейской символике радуга обозначает божественное знамение. Солнце соединено алым лучом с краснокрылым ангелом. Этот ангел не включен художником в движение спирали и находится в левой верхней части полотна. . В этот небесный мир Шагал поселил фигуры, среди которых находится ангел с красными волосами, держащий кривой рог. Слово «рог» употребляется в Ветхом Завете как эмблема могущества, чести и славы. Над трубящим ангелом Шагал поместил маленького человека, перевернутого вниз головой. В нем уже произошли изменения, и все перевернулось с ног на голову. С помощью этого излюбленного художником приема, проникнутого чисто шагаловской магией, он нарисовал образ космического переворота, последовавшего после явления в мир Христа."- Галина Дербина.





"Моисей получает своды законов", 1960-1966. "Картина „Получение скрижалей“ повествует о втором получении Моисеем скрижалей. Поэтому сюжет „поклонение тельцу“ художник изображает позади Моисея, как факт уже свершившийся и отошедший в лету. Перед Моисеем новые скрижали завета и склонивший голову раввин, держащий светильник-менору. По преданию, Господь сам дал указание Моисею, каким должен быть этот светильник, и впоследствии менора стала еврейским культовым символом и была поставлена в скинии, в храме Соломона."- Галина Дербина.





"Ноев ковчег", 1961-1966. "Колорит полотна мерцает оливково-голубоватыми переливами, и кажется, что сам холст волнообразно вибрирует, как воды океана. Фигура Ноя развернута от людей, он стоит лицом к животным, одного из которых ласкает рукой. Держа в другой руке голубку, он сосредоточен на своих мыслях. Голова его склонена, и кажется, что он словно бы предвидит будущее своего народа. Вверху полотна художник рисует его видения — телец, слегка тронутый алым цветом, в будущем ему будут поклоняться спасенные Ноем грешные люди, а слева чуть проступает лестница, которая олицетворяет путь, путь к будущему спасению. В центральной части композиции художник изобразил пустоту, манящую своей лазурной глубиной. В нее, как в бесконечную неизвестность вселенной, Ной отпускает белую голубку надежды."- Галина Дербина.



"The Striking of the Rock", 1960-1966. "Однажды — это было тогда, когда они почти достигли обетованную землю — народ в очередной раз возроптал на Моисея. Не хватало воды, дело было в пустыне Син, на севере Синайского полуострова. Бог, услышав молитву Моисея, научил, как добыть ее. Моисей ослушался Бога и вместо того, чтобы словом повелеть скале отдать воду, ударил по камню два раза. Скала разверзлась и отдала воду. Моисей, поступивший вопреки воле Господа, был осужден Всевышним умереть вне земли обетованной. В левой части полотна Шагал изображает непосредственное иссечение воды из скалы. Лицо Моисея повернуто в сторону восходящего солнца, за которым виднеется земля обетованная. Справа в центре народной толпы художник рисует взрослого Осию — преемника Моисея, от которого исходит золотистый поток. Из Библии известно, что именно ему Моисей перед всем народом передал свое звание и повторил данные Богом в разные времена законы (Втор. 34.9). А еще он дал ему новое имя — Иисус Навин."- Галина Дербина.



"Битва Иакова и ангела", 1960-1966. „Борьба Иакова с Богом“ справедливо признана одним из самых лаконичных полотен „Послания“, но я бы добавила следующее. У христиан есть понятие — теофания. Это греческое слово переводится на русский, как явление Господа. Известно, что Бог являлся людям в образе облака, огня, ангела, но в исключительно важных моментах, как в случае с Иаковом,— в образе человека. В этой таинственной борьбе Иакова с Богом заключен особый смысл, когда Всевышний Отец явил себя человеку и позволил ему быть сильнее. Было принято считать, что если человек увидит Бога, то погибнет. Иаков — первый человек на земле, своими глазами увидевший Бога. После этого он сказал: „Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя“ (Быт. 32:30). Поэтому на данном полотне Шагала мы вновь видим золотистого петушка, олицетворяющего начало новой жизни."- Галина Дербина.



"Сон Иакова", 1960-1966. ". Общее цветовое решение полотна „Сон Иакова“ дает ощущение нереальности происходящего. Слева, на лилово-сиреневом фоне, сгущающемся до темно-фиолетового, художник поместил знаменитую лестницу Иакова. Во время бегства от своего брата-близнеца Исава, Иаков улегся отдохнуть и заснул. Во сне он увидел поставленную на землю лестницу, верх которой касался неба; Ангелы Божьи поднимались и спускались по ней. Наверху стоял Бог и обещал Иакову: „Землю, на которой лежишь, Я дам тебе и потомству твоему...“. В правой части холста Шагал изобразил многокрылого серафима, держащего семисвечник — менору. Как известно, сегодня менора является символом Израиля. За крылатым серафимом Шагал изображает возлюбленного Божественного Сына — распятого Христа, и это тоже не случайно. В Средние века сон Иакова отождествлялся с вознесением Христа."- Галина Дербина.



"Рай",1961."Какая удивительная даже для гениального художника, для творца форм привилегия получить возможность изобразить Рай! Всё является раем для глаза, который умеет видеть, который любит видеть. Шагал любит мир, потому что он умеет в него всматриваться и потому что он научился показывать его другим. Рай — это мир поразительных красок. Изобрести новый цвет для художника — поистине райское наслаждение!"- Гюстав Башляр. "Свой сказочный рай Шагал наполнил фантастическими растениями, мифическими птицами, животными и потусторонними существами. Он создал особый мир. Все, кто там обитает, перемещаются в пространстве так, как им заблагорассудится. Рыбы плавают по небу вместе с людьми, птицы плывут в водах, не обращая внимания на резвящихся рядом людей. Здесь нет понятий, как небо и земля, здесь другое измерение. Жизнь в шагаловском раю очень похожа на сон. Человек может пройти сквозь каменную гору, перелететь птицей с ветки на ветку, ощущать себя животным, рыбой или фантастической сущностью."- Галина Дербина.



"Изгнание Адама и Евы из рая", 1961 "Сюжет «Изгнание из рая» всегда рассматривался художниками разных времен как страшная человеческая драма...В картине Шагала «Изгнание из рая» нет никакой трагедии. Изгоняющий Адама и Еву Архангел совершенно не сердит. Он, скромно прикрыв глаза, спокойно выполняет свою «работу», так же беспристрастно, как Фемида. В фигурах Адама и Евы нет и намека на страх. Лицо Евы прекрасно и безмятежно, а Адама спокойно и решительно. Их сопровождает рыжий петушок, в данном полотне он является аллегорией «утра» или начала новой жизни, наполненной волшебной земной красотой. Возвышенное настроение одушевленной человеческой любви усиливает ярко раскрашенное райское дерево «Познания», напоминающее традиционный шагаловский букет изысканных цветов."- Галина Дербина.



"Ной и радуга", 1961-1966 "На переднем плане изображена синяя фигура лежащего патриарха. Сюжет полотна -это грезы Ноя, в которых главное место занимает белая арка радуги. Ее форма и положение в небе наталкивали на мысль, что она может служить мостом, удобным средством сообщения между небесами и землей. Так, шагаловский разнокрылый ангел, опираясь одним крылом на радугу, прогуливается по ней. Возникает вопрос: почему Шагал на этот раз лишает радугу цвета?Свою радугу-мост Шагал представляет нам в чистом виде, без спектрального разложения, поэтому она белая. То есть радуга показана нам такой, какой, по мысли Шагала, представил ее людям Бог.Ной первый из праведников, с которым Бог заключил завет. После потопа, когда исчезли все люди и животные, кроме тех, кто спасся в ковчеге, Всевышний пообещал Ною никогда более не уничтожать живую плоть и знамением завета положил радугу в небе."- Галина Дербина.



Гобелен "Средиземноморский пейзаж", 1971 г.:



Марк Шагал был мудр как древние пророки и при этом сохранил до старости
детский восторг перед жизнью. О его искусстве много спорят, его стиль определяют по-
разному: одни считают его заумным модернистом, другие, напротив, наивным и близким
к народным корням. Одни восторгаются его смелым новаторством, отмечают черты
сходства с современниками, другие отмечают его глубокую традиционность, связь с
древней еврейской культурой. Исследователи долго еще будут спорить о своеобразии
шагаловского искусства, но ключ, который открывает тайну образного мира Шагала —
это Библия:




Песнь Соломона 4, 1958. "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими, шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных; два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя..." Библия, Ветхий Завет.




"Пророк Исайя", 1968 г.


«ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ», библейская ветхозаветная книга: собрание отличающихся яркой образностью лирических песен, гимн страстной, преодолевающей все преграды любви. Поэтому со светской точки зрения книга рассматривается как изображение пламенной любви жениха и невесты, предположительно царя Соломона и Суламиты-Суламифь. С иудаистической точки зрения здесь описывается любовь Б-га и еврейского народа, с христианской — события книги толкуются как любовь божественного жениха — Христа и невесты — соборной Церкви. Лирическая поэзия многих народов испытала воздействие Песни песней." - И.А. Евса.




"...странной символикой насыщена «Песнь Песней»... Что можно сказать о прекрасной девушке? Что она, как весна, что у нее прекрасные глаза... Но ничего подобного: в «Песни» такие странные сравнения, что возникает сомнение, о женщине ли здесь говорится? Сравнивается, например, нос ее с башней, обращенной к Дамаску...Комплимент этот звучит несколько странно. Профессор Киевской Духовной Академии Олесницкий высказал предположение,что невеста олицетворяет Святую Землю, поэтому она так странно и описана. А раз Святую Землю, значит, Церковь, сначала ветхозаветную, а потом и новозаветную. Мы видим, что Библия начинает с простого, но если углубляться дальше, мы придем к мистической тайне единства между людьми и Творцом.Более того, когда автор «Песни Песней» говорит: «Сильна, как смерть, любовь», — он говорит и о нашей любви к женщине или мужчине, и о любви ко Христу, к Богу, потому что и то, и другое есть любовь, могущественная, как смерть." - Александр Мень.



"Песнь песней". "Шагал разворачивает перед нами картину жизни, как она есть, украшением которой являются женщины. Его листы для меня — это мир всерастворяющей женственности."- Гюстав Башляр.



Мотив полета в его картинах едва ли не основной. У Шагала летают не только
ангелы и влюбленные, взмывают в небо петухи и коровы, даже часы он рисует с
крыльями — это символ то ли быстролетящего времени, то ли окрыленной жизни.
Состояние полета — это состояние любви и свободы, влюбленный человек не может не летать:




"Красный конь", 1967 г.



"Помни", 1926 г.



Автопортрет в зелёном, 1914 г.



"Ателье", 1910 г.






"Акробат", 1930 г.


"Пророк Иеремия",1968. Иеремия, один из великих ветхозаветных пророков, фигура удивительно светлая, благородная и трагическая. В годы его отрочества Господь открыл ему, что еще до его рождения Он определил, что Иеремия будет пророком. Много лет пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая из-за этого бедствия и опустошительные войны… Но иудеи не слушали его, некоторые старейшины даже издевались над ним. И в результате – разрушение и разграбление Иерусалима Навуходоносором, затем – страдания в Египте, куда бежали оставшиеся евреи. Не поверили и тогда, когда Иеремия предсказал, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев. Они же и убили Иеремию. А в том же году его предвидение исполнилось… Пророчества Иеремии – не зловещие предсказания, а тревожные откровения, продиктованные заботой о людях, огромным желанием помочь им, предвидения выстраданные, основанные на понимании определенных исторических закономерностей.




"Переход через Красное море", 1955 г.



"Разве живопись и цвет не вдохновляются любовью? Живопись - это не только отражение нашего внутреннего "я", и в этом смысле она выходит за пределы простого владения кистью. Дело тут не в мастерстве. Цвет и его линии содержат в себе нашу индивидуальность и ваше послание миру".



"Может быть, молодые и не столь молодые будут приходить в этот Дом, желая найти идеал братства и любви, о котором согласно мечтали мои цвета и линии". В 1952 году художник знакомится с Валентиной Бродской, которая становится просто "Вавой" и официальной женой художника. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника.



"Если все в жизни неминуемо движется к концу, мы должны, пока живем, расцветить жизнь всеми красками любви и надежды. В этой любви и общественная логика жизни, и основы всех религий. И мне кажется, совершенство в искусстве и в жизни тоже идет от этого библейского источника. Без одухотворенности механизмы логики и созидания в искусстве, как и в жизни, не принесут плодов".


Марк Шагал был мудр как древние пророки и при этом сохранил до старости детский восторг перед жизнью. О его искусстве много спорят, его стиль определяют по-разному: одни считают его заумным модернистом, другие, напротив, наивным и близким к народным корням. Одни восторгаются его смелым новаторством, отмечают черты сходства с современниками, другие отмечают его глубокую традиционность, связь с древней еврейской культурой. Исследователи долго еще будут спорить о своеобразии шагаловского искусства, но ключ, который открывает тайну образного мира Шагала — это Библия.



"Может быть, они произнесут вслух слова любви, которые я сам хотел бы сказать. И может быть, там не будет больше вражды, и как мать, рождающая дитя в муках, но с любовью, наши молодые и не очень молодые создадут мир любви, расцвеченный новыми красками".



"Моисей получает Скрижали Завета", 1950-1952 гг.



Мозаика "Пророк Илия в колеснице". Вокруг центральной фигуры по кругу расположены знаки зодиака. 1970 г.



"Я хотел бы также разместить здесь произведения искусства и документы, являющиеся памятниками духовных исканий всех народов, чтобы посетители могли слушать музыку или поэзию согласно велению сердца. Осуществима ли эта мечта? Но ведь в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, главное - чтобы в основе была любовь".




Из-за стекла - блики, фотографии очень неважные. Но не могу удержаться и делаю эти снимки...



Марк Шагал с Беллой и Идой.



С красавицей Беллой... "... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". Марк Шагал, "Моя жизнь".



С дочерью Идой.









В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора!



В кинозале музея мы посмотрели фильм о Марке Шагале. Не важно, что фильм был на французском. Я смотрела на оживлённое лицо мастера и понимала, о чём он говорит.



Ида Шагал была доброй волшебницей для своих родителей. Во время войны она смогла почти в последнюю минуту отправить их в Америку, а ей самой просто чудом удалось перевезти в другое полушарие все картины Марка Шагала. В одном из интервью Шагал с благодарностью сказал о том, что Ида была добрым ангелом не только в его творчестве, но и в жизни. Дочь всегда была для Марка Шагала близким человеком и живым напоминанием о том, что было для него святыней: о навеки утраченной родине и его первой возлюбленной и музе Белле. Любовь, забота и поддержка Иды помогли художнику пережить две самых тяжелых утраты в его жизни: смерть первой жены и расставание с женщиной, занявшей ее место - Вирджинией Макнилл-Хаггард. Как утверждают очевидцы, когда Вирджиния ушла от Марка, Ида спасла его от самоубийства.




Музей Шагала расположен в чудесном саду. Я ухожу в глубокой задумчивости. Впервые я увидела оригиналы мастера и вполне прочувствовала, какими мыслями художника наполнено их содержание...


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments