
В день рождения Пушкина в музее Рихтера
6 июня 2018
Сегодня в день рождения Пушкина у меня была встреча с моим давним знакомым, музыкантом, а в последние годы и писателем Славой Давыдовым (псевдоним Барух).
Встретились приблизительно через 30 лет.
Он был проездом из Израиля в Америку.
Мы решили пойти в музей Рихтера.
Незадолго до смерти Святослав Теофилович Рихтер,
а также Нина Львовна Дорлиак подарили квартиру на Бронной Пушкинскому музею.
Теперь в ней музей.
Музей хороший с работниками высокого класса и уютным камерным залом с двумя Стенвеями.
Прежде, чем показать фотографии, сделанные там, я начну со своего пути туда от Пушкинского метро и памятника Пушкину, с короткими остановками по дороге у литературно-театральных памятных мест или просто у приглянувшегося ищущему глазу жадного фотографа-любителя.
Обещаю не помещать все нащелканные фотографии,
чтобы не утомить бедного читателя!
Сначала, конечно, памятник Пушкину, в день его рождения в высоту стремящийся.

Дом, в котором жили Мандельштам и Платонов, примыкает к театру имени Пушкина.
Тут должна сделать отступление об очередном совпадении. Вчера почему-то взяла в парковой нашей библиотеке томик Мандельштама, утром читала. И вот иду и натыкаюсь сначала на дом, потом на табличку. Сто раз хожено мимо, но почему-то не было осмысленно, глаза затмевали памятник Пушкину, театр и приближающийся час первой лекции.
А скорее всего потому, что не было цифрового фотоаппарата и фотографического безумия щелканья. Но, может быть, и совпадение сыграло свою роль . Мандельштама читала и раньше, но томик почему-то взяла вчера.

Доска, видная на фотографии, вся стертая, но какой-то добрый человек процарапал там имя:

Театр имени Пушкина. Сначала усадьба конца 18 века, потом в начале 20 века – Камерный театр Таирова. Фотография из Интернета:
Это окно театра имени Пушкина и одна их афиш с любимым Чеховым:


Церковь Иоана Богослова в Богословском переулке. О том, как ее грабили и рушили написано в Дневнике жены Осипа Мандельштама, по совпадению они в это время зашли в этот храм.
Хорошо, что все постепенно восстановлено и даже кое-что построено новое.


Много интересных ухоженных домов:


Цветочки почти как в Европе:


Кафешки:




Театр на Бронной. Раньше здесь был Еврейский театр, которым руководил и в котором играл Самуэль Михоэлс.
Крохотное отступление:
В то время, когда я встречалась с Моисеем Самуиловичем Вайнбергом, женатом на дочери Михоэлса, я пыталась его расспросить в связи с его произведениями о творчестве Михоэлса, думая что оно должно было обязательно на композитора повлиять, но Вайнберг сказал, что нет, не повлияло, в это время он познакомился с Пятой симфонией Шостаковича и понял, что « именно так надо сочинять музыку!»
Это я к тому, что не всегда то, что в жизни непосредственно окружает творца, на него влияет, как думают исследователи, не только такие начинающие как я была (и, видимо, осталась) тогда, но и маститые, а тем более доверчивые их читатели!


Памятник Шолом-Алейхему находится чуть дальше Театра на Бронной напротив дома, где жили Рихтер и Дорлиак, Ростислав Плятт, Юрий Никулин, Валентин Плучек.



Синагога из окна Рихтера (сфотогрофировала специально для Грушиной). На синагогу мне указала служительница музея, очень милая и любящая свое дело и Рихтера. Без нее я могла бы и не заметить, увлекшись замечательной панорамой вдали:


Музей Святослава Рихтера

Дом, где на 16 этаже жил Рихтер:


Барух (Слава Давыдов) около входа в Музей Рихтера:

В ожидании гида сфотографировались у рояля в гостиной Нины Львовны, думая что тут играл Рихтер. Он тут, конечно,играл, но его рояли были в другом зале. Там теперь камерный концертный зал.

Автора этого замечательного портрета Рихтера я не запомнила(Фальк).

Напротив прекрасный портрет Дорлиак.
Тоже автора не помню (кадется, Магацашвили).
Надо все же иногда записывать тем, кто запоминать отвык!

Это зал с рихтеровскими роялями и портретом Кончаловского:


Портрет Рихтер выпросил у своих друзей, нарисованных на портрете.
Здесь еще есть трогательная история,
рассказанная гидом, но я такие байки тем более запоминать не могу!

В зале подаренный Рихтеру кем-то, кажется послом, гобелен 18 века:

А на другой стене зала развешаны пастели Рихтера.
Рихтер начал рисовать раньше, чем играть на рояле, он рос в окружении художников и рисунков своей тети.
Пастели Рихтера фотографировать было не удобно из-за стульев (плохому фотографу все мешает!),
к тому же пастели отсвечивали.
Вот одна их интернета:
С.Рихтер. Буря, бумага, пастель, 1950-е годы

С.Рихтер. Няня, бумага,пастель,1950-е годы

Рихтер. Траур, 1950-е годы
Редкие автографы.
Артур Рубинштейн написал по-русски (сфотографировала специально для Рады):


Горовец:

Пикасо (для Стаса):

Картины разных художников. Многие Рихтер покупал, как например, Фалька:

Сарьян:

Д Д афнис и Хлоя (дл Клеофиды):

Раритеты:
Статуя Таната, 3 век до н.э.:

Статуя. Иоанна Крестителя, 18 век, Испания (для Абеля):

В библтотеке интересные книги. Я было начала их фотографировать, но тут Слава (Барух) стал читать свои стихи, посвященные Рихтеру, и меня отвлек .Сфотографировала его и нашего замечательного гида. Стихи Барух гордо подарил музею.

На последок сфотографировала Пушкина в рихтеровском шкафу. Старинное издание, судя по «ять» (это для всех читающих и отмечающих день рождения Пушкина):
