kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Categories:

Балет "Паганини" на музыку Рахманинова с Николаем Цискаридзе в главной роли.

9 июня 2018




Встреча с Николаем Цискаридзе. показанная по телику, отправила меня  в Ютуб на поиски записей с этим замечательным танцором. Посмотрев сцены из "Щелкунчика" и "Лебединого озера",
я наткнулась на балет "Паганини" и поискала немного около него.
Знакомлю со своими поверхностными беглыми поисками.


Сначала вспомиинила о написанном мною. Цитирую по своей  книге популярного характера,
так как новый текст писать не хочется.
"В 1934 году Рахманинов закончил Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Из "24 каприсов" Паганини для скрипки соло Рахманинров выбрал самый популярный каприс ля минор, часто исполняемый скрипачами и звучащий также в разных транскирипциях.
Рапсодия Рахманинова представляет собой развернутый вариационный цикл.Наряду с темой Паганини, разрабатываемой  очень изобретательно с большим виртуолзным размахом,Рахманинов включает в произведение тему Dies irae и собственные лирические темы,. основная их них эмоционально открытая тема романтического характера.
Красота музыки, ее вдохновенность привлекли внимание балетмейстреа М.М.Фокина, и он поставил балет "Паганини" (записи я не нашла) .
Рахманинов в письме к Фокину "отрежиссировал" всю партитуру:
"Сегодня ночью думал о сюжете, и вот что пришло мне в голову. Даю только главные очертания, детали у меня еще в тумане.
Не оживить ли легенду о Паганини, продавшем душу нечистой силе за совершенство в искусстве. а также за женщину?
Все вариации с Dies irae - это нечистая сила. Вся середина от вариаций 11 до 18  - это любовные эпизоды. Сам Паганини появляется (первое повление) в Теме и побежденный появляется в последний раз в 23 вариации - первые 12 тактов - после чего до конца торжество победителей".


Теперь немного из Интернета.
Примьера состоялась в 1939 году. Фокин значительно детализировал план Рахманинова. Об этом можно почитать здесь
Частично представление о сделанном режиссером фантастическом балете можно получить не только из опубликованного сценария, но и из следующей фотографии     художника  этого балета С.Судейкина (близко, на мо взгляд, к картинам Шагала):



В 1974 году был сделан фильм "  балет Паганини" с хореографией Лавровского.Имена исполнителей написаны титрах.
Советую посмотреть это видео для того, чтобы сравнить со следующим, помещенным далее.




В 1997 году поставлен балетв хореографии Лавровского в редакции Васильева.
Невольно сравнивая с предыдущей постановкой. понимаешь как важно для смысла и движения музыки иногда останавливатьтанец главного героя
и передавать продолжение другим исполнителям. Это как дыхание певца.
Николай Цискаридзе каждый раз использует эти передышки для символизации происходящего и обобщений. Мне кажется, что  редакция Васильева важна . Сравнивая даже весьма по-дилетатски, два видео, отчетливо заметно, где есть точное следование Лавровскому, а где убираются его элементы и вносятся васильевские. Они, как мне представляется, пошли на пользу спектаклю. И,конечно, совершенно замечательный. Цискаридзе и вся труппа, впрочем великолепные исполнители и в первом ролике.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments