kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Categories:

Дневник № 67. Из Испании в Португалию. Ciudad Rodrigo


                                 ДНЕВНИК № 67

                       Путешествие в Португалию

7 мая 2010 г. Ciudad Rodrigo.

 

Неунывающие жители Гуадаррамы, сроднившиеся в университетских сражениях за знания (я – выбрала позицию очень свободного художника, изредка слушающего и наблюдающего), в многочисленных поездках по местам с романской и более древней, а также и более поздней архитектурой, в конференциях (сегодня о темплариях, а я позорно сижу дома!)…… едут в автобусе навстречу тучам и дождю.

 

Мимо проплывают всякие привлекательные  места, как например,

Саламанка с ее знаменитым Университетом и интересной архитектурой.

 

Тучи сгущаются, дождь заливает окна, но радости от зеленого, почти российского пейзажа не умаляет.

 

Едем мы по направлению к Португалии, но с остановкой в испанском городе «Ciudad Rodrigo» («Город Родриго») в 12 километрах от Португалии.  Наш пастор Иисус, закончивший два университета по истории и географии, сказал, что документов, проясняющих, кто такой был Родриго, нет. Я вздохнула с облегчением, потому что все документы обычно пестрят названиями королей, принцев, их жен и кузинами с кузенами. Мое сознание, испорченное «совковым» образованием, запоминать всякие подобные детали отказывается. Правда, они уже все равно к голове приближаются! Идет сражение за территорию в моей бедной головушке, и территория переходит от одного сражающегося к другому.

Совсем, как в истории!

Город Родриго занимал территорию, на которую облизывались многие. И все почему? А потому, что миллионы лет назад столкнулись африканский и европейский континенты, да так неудачно, что перекрыли выход  в  Атлантический   океан рекам Иберийского полуострова. Вот и образовали они в районе будущего Города Родриго и его окрестностей огромный илистый водоем (скорее – море!). Всем ясно, что это – база для плодородной земли. Но чтобы ее можно было так назвать, континенты через еще миллионы лет снова столкнулись и открыли выход к Атлантическому океану. Реки, не растерялись и туда потекли, они мечтали  ни о плодородии, а о свободе. Но люди не реки, они слишком заинтересованы в доходах, и  тут же смекнули, что жить на этой земле выгодно и из-за ее плодородия, и из-за пограничного ее расположения, так как через нее проходят важные торговые  пути.

Плодоносная земля, пастбища и коммерция. И войны.

Вот и возник  здесь Город Родриго. И стал он вскоре Епископальным центром и притянул  богатых людей, знать. Благодаря этому появились  Кафедральный Собор и многочисленные дворцы.

Все  это - на доходы от агрокультуры, хотя на этом поприще, как и в строительстве, трудились, как всегда, простые люди. Если перевести на современный язык, те, у которых не было «начального капитала». 

Все повторяется, и все, как всегда.

Территория эта древняя, здесь жили потомки кельтов. Есть остатки дороманской культуры: камень, напоминающий не то быка, не то лошадь, не то….. Догадайся сам.

Для наглядности я поместила на него (это копия камня, подлинник в музее) 10-летнего Гилермо – центр и радость нашей группы, мою персональную,  шаловливую, чрезвычайно раскованную и говорливую модель.

 

 

 

Пропускаю несколько эпох, здесь были и visigodos, и мусульмане, и перехожу сразу к 11 веку, все к нам ближе, но королей Альфонсо и Фернандо с номерами, опускаю.

В 11 веке стали закладывать оборонительные стены, так как  ясно, что на такие богатства желающих хватало.  Но и в 14 веке строительство охранительных военных сооружений продолжалось. От двух километров стены увеличились до семи.

Вот они эти сооружения, но, конечно, реставрированные в другие времена.

 

 

Между стенами находился ров с водой. Так что враги, забравшись на первую стену, должны были переправляться по воде ко второй. И сверху их было удобнее уничтожать. О, как ужасна история тем, что ничему не в состоянии научить. Все повторяется, и человечество  все так и гоняется за богатством и властью. А конец-то у всех один.

 

Город Родриго оказался на редкость интересным. Никто из нас не предполагал увидеть такое изобилие дворцов и такой впечатляющий Кафедральный собор (1157 – 1188).  В цифрах отражено начальное построение Собора, но потом к нему все время что-то добавлялось.

Собор видел много чужеземных отрядов, вплоть до наполеоновских, потому он прижимается к оборонительным стенам, и похож сам на крепость. И  пережил многое, даже обстрелы из пушек.

 

Я смотрю на него как-то по-особому. Памятник разным эпохам? Да, но кажется почему-то кем-то живым, не только свидетелем жизни, но  и живущим. И она, жизнь, даже в ХХ веке с ним обходится сурово. Например, у него был превосходный, расписанный, кажется, в 16 веке алтарь, но его продали, чтобы его увидеть, надо ехать  в США.

Гид сказала, что это и не так уже плохо, потому что в  перипетиях жизни Алтарь наверняка вообще бы пропал, если бы его не продали. Но если воспринимать Собор, как живое существо, а я именно так почему-то о нем думаю, то отсутствие  Retablo алтаря ощущается потерей….

Фотографии.

 

На портале под аркой находятся:                                                                                      Св.Иоанн, Св.Петр, Христос (Пантократ), Св.Павел и Сантьяго.                                                                                             Справа – Мария с младенцем Христом.                                                                                              Вверху 12 фигур, но это не Апостолы.

 

 

 

 

Снимала Собор с разных сторон, а надо было бы детали. Не удалось.

 

 

 

Примечательным является появление окон. В романском храме их не было. А так как это Собор знаменует переход от романской архитектуры к готической, то окна есть, и очень симпатичные.

 

 

В Соборе фотографировать не разрешают. Я расстроилась отчаянно! Без фотографий я все смотрю хуже, тут же сникаю… Не разрешают фотографировать церковные служители. Может быть, я не прореагировала бы на это предельно остро, до слез, если бы не было одного романского портика, от которого взор мой не отрывался, впивался в эти простые и наивные изображения, но глаза мои не могли заменить фотоаппарат. Теперь жалею, что так послушна, надо было попробовать, хотя и запретили!

Однако дома удалось сделать копии с фотографий в книге “La Catedral de Ciudad Rodrigo” Eduardo Azofra.  Не намного, но полегчало!

 



Далее - «Коронация Марии. Благославление Сына».

 

Исторические сцены, изображенные на капителях.

 

Центр Собора – Coro. Это уже 18 век и барокко.

 

 

Некоторые резные детали, умопомрачительно интересны, если учесть, что часто они находятся под сидениями, и первое на снимке – под Епископским.


 

 

В середине Хорового пространства - подставка для огромной певческой книги. Приблизительно такой, как эта, только во много раз больше. Их у храма много, как сказала наша гидша.

 

Вверху, справа и слева два органа 18 века.

 Малый орган сделал испанский мастер Pedro Liborno Echevarría в 1727 году. Он (орган, конечно) мне близок прямыми линиями и гармонией украшений, формы, цвета.

 

Б
Большой орган (тоже 18 век) был сделан  для хора вдов!?

Дизайн этого органа (не ясно, сам орган тоже?) сделал Manuel de Larra Churri guera около 1730 года, хотя, как написано в книжке, выделился этот орган в 1782 году. 

Автор как-то путано рассказал эту историю, и мою структурированную голову, плохо воспринимающую информацию подобного типа, окончательно заморочил!

Великолепие барокко налицо, как и его перенасыщенность (для меня).

 

Говорят, что лучше звучит ранний.

В завершение – деталь купола и перейдем к Claustro.

 

 

 

В клаустро фотографировать было можно, и сделанная в бессознательном состоянии фотография оживилась колоннами, арками, людскими головами и даже любопытным носом маленького Гилермо.

 

 

 

Мария с младенцем Христом демонстрирует, что все такое замечательное, белоснежное, романское в свое время было раскрашенным. Хорошо, но белое загадочнее…..

 

 

В одном проеме Claustro не хватало колонны. Мы первоначально подумали, что это одно из разрушений, но нет. Оказывается, в этом месте есть колодец. А это серьезно, воткнуть туда колонну было бы опасно.



Но в целом,  с этой водой, как и с большим органом,  я не совсем разобралась!  Иногда воды в городе становилось так много, что никто не мог из него выйти. Это я себе представила, вспомнив рвы между стенами. А вот куда она исчезала, я как-то прослушала! Может быть, появлялась, как в Венеции, в весенне-зимнее половодье (если бы написала «водье», был бы орфографический мой рекорд: пять «В» подряд!), а потом исчезала?

Вот, что значит, слушать одним ухом, а с другим - все время куда-то бежать, чтобы увидеть больше и больше. Страшно подумать, до какой точности знаний эта жадность доводит! И сколько ложной информации я предлагаю читателю!

 

 

 

 

А на улицах цвели каштаны.

 

Некоторые подумают: она что, каштанов никогда не видела? Видела, люблю их, но важно не это. Некоторые другие деревья были еще без листьев, из-за этой специальной обрезки, которая летом поспособствует образованию тенистых лиственных навесов.

 

 

 

Город  кажется пустынным, но некоторые туристы из нашей группы его оживляют, бредя  мимо древних Дворцов.

 

 

Дворцы обязательно были украшены гербами. Мимо них мне пройти было трудно, как и мимо других очаровательных примет прошедшего и ушедшего времени.

 

 
 

 

 

 

 

 Изгнание в те далекие времена евреев из Испании запечатлелась и в Городе Родриго, и в городах Португалии, о чем несколько позже.

Как известно, евреи или должны были уехать, или перейти в  христианскую веру. 

В этом дворце жил один из тех, кто остался, стал христианином и добился, что было чрезвычайно трудным, почти невозможным высокого положения в обществе. Enrique de Soria.

 

 

Дворцы хотелось рассматривать долго, потому что в них обязательно были интересные детали, но мы спешили, наступал вечер. Время позволяло только что-то судорожно схватывать по пути.

 

 

 

 

 

 

 

 





И вот мы снова в автобусе, и едем в Португалию, и неутомимый Иисус снова что-то обсуждает, с кем-то - особенности арок, с кем-то возможность сыграть на органе в Городе Родриго. 

Этот последний кто-то такую возможность отметает…. Но сердце отзывается радостью на доброту и дружбу.

 Получила сейчас послание от Марибель со словами Неруды и не могу его не поместить сюда, потому что это могло бы стать символом  нашей счастливой теплом, дружбой и знаниями поездки.

 

На всякий случай для тех, кому интересно, помещаю свой наскоро сделанный перевод. (Если расположение строк будет странным, это потому, что не удается добиться расположить их в Посте).

ДА ЗАПРЕТИТСЯ

                                                                                                                               Да  запретится,                                                                                                         лить слезы, не обучаясь,                                                                                                                       просыпаться в пустоте  безделья,                                                                                     страшиться своих воспоминаний…

Да запретится,                                                                                            не смеяться над проблемами,                                                                                                            не бороться за то, что любишь,                                                                                                                              за все, что покинул из страха,                                                                                                                                            не превращать свои сны в реальность…

Да запретится,                                                                                        нежелание понимать других,                                                                                                                                  и думать, что твоя жизнь важнее чьей то,                                                                                                                не знать, что у каждого свой путь и свое достоинство….

Да запретится,                                                                                            не сотворить собственный мир,                                                                                                             не находить момента для тех, кому ты нужен,                                                                                                         не понимать, что жизнь тебе дала,                                                                                                          она же у тебя и отнимет…  

  

                                                                                                                               Да  запретится,                                                                                                    не искать  счастья,                                                                                                       не жить с радостной активностью,                                                                                               не думать, что все мы можем стать лучше,                                                                                                          не чувствовать, что без тебя этот мир был бы не таким…


Продолжение следует
Subscribe

  • Снова карантин

    6 октября 20020 Опять возникает ощущение загнанного животного, ожидающего казни. Удивительно, как забота о людях может перерастать в свою…

  • В лесу

    Осень прячется в листочках, Отдыхает на пенечке, Играет в лесу, Создавая красу.

  • Весна. Скрябин

    22 апреля 2020 Скрябин. Соната № 8, ор.66 Андрей Корабейников

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments