kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Category:

Клод Моне и абстракционизм


                Claude Oscar Monet (1840 – 1926)

                          Моне и абстракционизм

 

 

Помнится, я уже писала о Моне, может быть, даже

не единожды, но совершенно не знаю, что. Искать лень. Напишу, что захочется сейчас. Мои «непричесанные» мысли, сиюминутные и искренние, без поправок на читающего.

Но, кто захочет, пусть читает!

 

       

   Биографию Моне можно найти всюду, я пересказывать ее не хочу, хотя для меня это было бы полезным. Вдруг запомню! Однако без каких-то биографических данных обойтись нельзя. Например, Моне учился в Париже в Швейцарской академии вместе с Писарро, объединился  вместе с Сислеем и Ренуаром, чтобы разрушить академическую премудрость. Разрушительность окажется такой сильной чертой натуры, что доведет его почти  до абстрактной живописи, но это будет потом…

Он был «чистым» импрессионистом. Его картина дала название этому явлению, он писал на воздухе, потому что уже к этому времени открыли необходимые краски (это надо посмотреть внимательнее). Его умение видеть (полагаю, можно добавить, что и точность его кисти) восхищали Сера, и он снимал перед ним шляпу….. 

Однако эволюция творчества повела в сторону абстракционизма. Любопытно!

 

Моне начинал как карикатурист, хороший и известный, потому у него прекрасный рисунок и умение «разрушать» натурализм. Что-то совсем делаю Моне разрушителем!? Но поместим сначала нечто классическое, ничто не разрушающее, как например, Портрет (1868) его тети, принимавшей большое участие в  жизни художника после смерти его матери.

                                  
                      
                                 
В Портрете чувствуется отличная школа, все находится в полной гармонии.  При большом увеличении, сейчас я увидела одну черту, особенно пленительную для меня: свет, идущий изнутри и попадающий на шею. Это, безусловно, световой фокус, кульминация в картине.

Всю свою дальнейшую жизнь    Моне  посвящает поискам света, всегда меняющегося и неуловимого.
Стало интересным погрузиться в эти поиски.

 «Портрет Камиль Моне» (1875).  Свет пронизывает все.

Свет, воздух и движение. Лицо Камиль еще проступает, а у ребенка оно еле намечено. Линии на одежде прописывают только движение (под локтем должна быть легкая тень, но Моне вместо нее дает свечение). Ветер. Зеленый зонт это движение подчеркивает.

На мой взгляд, одна из лучших его картин.

                                  

 

 Этот образ «воздушной дамы» манил Моне и потом. Остались эскизы 1886 года. Он поворачивал свою модель то вправо, то влево. Он искал неуловимый свет солнечности. Ему явно не хотелось прорисовывать дальше, его картина уже в этом не нуждалась, но всем казалось, да и сейчас многим кажется, что это незаконченно, «эскиз».

             

 

 Знаменитая «Сорока» (1868) меня тоже завораживает светом.

Мне кажется, что если бы Моне написал только  эту картину и две предыдущих, он остался  бы одним из любимых художников, гениальных художников.
Главное в «Сороке» свет и эти невероятно нежные тонкие краски, впитавшие в себя солнечность.

 

Нечто похожее в «Обеде» (!873).

Свет и воздух  здесь тоже главные действующие лица. Все живые герои, не то сотворены из них, не то растворяются в них. Особенно это заметно в ребенке на первом плане.

               

 В поздней «снежной» работе «Иней» (1880),  тот же свет, но солнечность  скрыта, первый план уже не так резко отличается от дальнего, есть определенная «монохромность».
 


Другой этап поисков, отход  от внешнего мира. Момент схвачен и как бы погружен в память. В нашей зрительной памяти, во всяком случае, в моей,  не остаются подробности, хотя и есть определенная четкость. Наш глаз всегда обобщает сначала, потом мы начинаем различать формы, но в зрительной памяти, как я наблюдаю, сохраняется обобщение. Оно отличается от реального образа, как сон от реальности. Что-то аналогичное мне видится в этой картине, но это еще реальность.

 Морские и речные пейзажи тоже отражают  световые, красочные и смысловые поиски Моне.

«Рыболовные судна в море» (1868) красиво сочетанием зеленого и черного цветов (я к нему не равнодушна со времен Рафаэля). А какая музыкальность формы и движения! И свечение в центре, в кульминации, и пастельность этого свечения, распространившаяся влево и вправо. Не знала раньше эту картину, не видела ее «живьем» потому что она – в США.


                            



« Утро на Сене» (1897)

 Неуловимость пастельных, расплывающихся красок, которые были частью предыдущей импрессионисткой картины, в этой, скорее постимпрессионисткой,  стали господствующими.

Почти сон. Еле уловимая река, слегка прописанные силуэты деревьев, расплывающийся в воздухе туман. Утро туманное…..

Мелкий, почти точечный штрих.

Помещаю фотографию, сделанную  на выставке:

 

 

Она передает достаточно точно подлинник. Не знаешь, где небо, где вода. Ощущение воздуха и неуловимости мгновенья в этом ощущении.

Здесь Моне делает  еще один шаг в сторону новых направлений,  нового понимания и нового стиля. Но первым был не он.  Толчком послужила поездка в Лондон и знакомство с Тернером и Winsley.

 

Я сравнила три картины. Две Тернера и одну Моне.

Признаюсь, что первую картину Тернера можно было бы не помещать, но уж больно она хороша. А вот при сопоставлении второй картины Тернера и картины Моне явно  видно влияние Тернера на французского художника. Англичанин помог ему освободиться от формы и устремиться к неуловимой, неосязаемой, не имеющей привычной формы реальности. Снова, как  в нашей памяти и, особенно, в наших снах.

 

 

 

Тернер. «Вид Венеции» (1841).

                                        

              «Вид Венеции» (1840 -1845)


 Моне. «Мост Чаринг Кросс» (1899).




Должна заметить, что если картина Тернера и в действительности такая, как на фото, то картина Моне в подлиннике другая. Если стоишь к ней близко, она неуловимо расплывчатая, а если отойдешь и найдешь нужную точку обозрения, то начинают появляться золотое свечение зданий, лодки, отражений. Фотография не передает ни эту золотистость, ни тайну появления (или исчезновения).

 

Полное исчезновение предметов в пейзажах  происходит в полотнах абстракциониста Марка Ротко (Mark Rothko), Он вообще не помещает ни одного предмета, а работает с неуловимыми контрастами одного цвета.

 

Картина без названия (1969).

Вероятно, в этом огромном полотне что-то есть. Во всяком случае, определенное настроение и не навязчивость, несмотря на красный цвет. Но особой живописной техники художник может и не иметь, как мне кажется….

 Шаги в новом направлении в творчестве Моне вызревали постепенно и видны в серии «Водяных линий». Попробую сравнить их.

 Серия «Nenúferеs».

 

1899 год:

Здесь и японский мостик в его любимом саду, который  многие последние годы был его жизнью и музой. Есть и перспектива, и планы, и тонко проработанные штрихи. Преобладает зеленый цвет, картина так и называется. Но очень важны фиолетовые оттенки, которые будут привлекать Моне все больше и больше.

 

 

                                                        

 

1916 – 1923 годы:

На этой картине художника не интересует ни перспектива, ни мостик. Он сосредоточен на воде, немного на цветах и угадывании воды, на сине-фиолетовом цвете.

                                 

 Моне, словно,  заставляет нас войти в картину, мы не стоим на берегу, которого нет, мы погружены в эту водную красоту вместе с художником, который еще со времен, когда он устроил себе студию на лодке, хотел находиться внутри воды, а не снаружи.

Постепенно Моне все больше и больше отказывается от формы. Она перестает его интересовать. Цвет и линии, чтобы подчеркнуть сопоставление цветов.  Праматерия живописи: цвет и линия. Моне соприкасается в этом с  абстракционизмом: красочность без внимания к форме и предметности, отказ от традиционной техники писания кистью.


                                                   

 

25 мая 2010 г.

 

 В том, что Моне был предтечей абстракционизма, я убедилась окончательно   на превосходной выставке «Моне и абстракционизм» в музее Тиссена (некоторые впечатления от выставки отразились в этом тексте и на предыдущих страницах).

Экскурсию для нас блестяще провела Белен, упоминаемая неоднократно в моих повествованиях. Нас было 18 человек (количество лиц лимитируется музеем), но Белен так великолепно объясняла, что мы обросли еще десятком слушателей. Нет худа без добра. Это позволило мне исподтишка сделать фотографии (некоторые из них были помещены ранее).

 

На следующей - Белен, прекрасно вписывающаяся в картину Моне  зеленым цветом своей одежды.


 

 

На этой картине видно, что Моне не интересует выписывание цветов, он использует технику пятен. Ему не нужна  мелкая работа кистью, он делает длинные, свободные, раскованные мазки. 

Композиционно пейзажи становятся вертикальными, хотя картина здесь, как и следующая,  еще не развернута «портретно».



 

 

 

Таким образом, пейзаж стал сопоставлением красочных пятен.

 

Это подхватила абстракционистка Helen Frankenthaler, выплескивая  контрасты цвета. Такова ее «Лорелея» (1957).

                         

 

 Ее же картина «Баскский пляж» (1958)

 

                                   

 

 

Хотя я весьма люблю контрасты цветов, на выставке меня значительно больше привлекла «монохромная» картина Герхарда Рихтера «Озеро». О, какой там зеленый цвет! Почти, как у Рафаэля и в ранней работе Моне, помещенной на этих страницах!

Картину  сфотографировать не удалось, уж больно внимательно смотрела на меня дежурная дама! Потому помещаю другие его картины, сходные по методу и почерку. От них я тоже отрываюсь с трудом.

 Многие картины  Рихтер называет «Абстракция» (правильно делает!). Некоторые из приведенных картин он создает в 1995 году.

 

В них так много общего с Моне:

 - чувство водной стихии с ее тайной,

 - отражение неба-света,

 - воспоминание о цветении.

   И этот струящийся свет!

Замечательный, на мой взгляд, современный художник.

                                    



 В одной из последних картин, когда Моне уже очень плохо видел, он  пишет не столько красочными пятнами, сколько большим количеством сплетающихся, несколько хаотичных линий. Здесь  не важен ни пейзаж, ни сопоставление красочных пятен, которые можно предметно домыслить, ни «тернеровские» сновидения.

Абстракция линий, словно, пытается передать мысли в новой форме, когда  интеллект должен выудить важное послание из хаоса частиц.

У значительного художника это всегда приглашение в особый мир.

Не то микромир, не то космический. Не то вовнутрь материи…..

Моне только подходит к этому, но сам мир еще не открывает. Это делают абстрактционисты.

 

Техника линий притягательна в картинах Джаксона Поллака.

«Ритм осени» (1950) и «Blue Poles» (1952). Поскольку художник использует краски и алюминий, то в подлинники возникают дополнительные эффекты.



 


 

С удивлением обнаружила, что мой учитель Анхел Агрела тоже воспринял сходную технику сплетения линий. Но он сочетает ее с рисунком, встроенным в линии, спрятанным в них.





На этом пока завершаю, оставляя ощущение недосказанности......

 

 

 

 



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments