kseniapo (kseniapo) wrote,
kseniapo
kseniapo

Category:

Камиль Клодель


11 января 2008 г.

        Только что приехала из Мадрида, куда нас возили на выставку скульптур Камиль Клодель (1864 -1943). Во вторник на лекции я не была, но Белен много рассказывала и в музее о жизни этой удивительной и трагичной личности. Ее скульптуры в ранний период творчества были очень близки Родену, которого она тогда не знала и не подозревала, что он станет ее любовью, музой, ее болью и ее психической болезнью.

В музее была фотография Камиль в молодости, и она мне немного напомнила Марину Цветаеву, хотя, может быть, это только кажется, без нужного сопоставления фотографий.  
                                    

 

 

Скульптуры Клодель очень близки Родену, и болезненность ее психики проявлялась в том, что она все время говорила, что Роден украл у нее идеи. По тому, что мы видели на выставке, возможно, что она не совсем ошибалась. Камиль была ученицей и любовницей Родена, они вместе работали в мастерской (она работала там по 12 часов в сутки), и она делала фигуры для его работ. В одно и то же время появились ее и его работы, подготавливающие «Поцелуй», а некоторые ее работы до настоящего времени считались работами Родена.

То, что Роден разрушил ее жизнь и психику, так как  был связан с другой женщиной, в конце концов, женившись на ней, хорошо видно по скульптурам Клодель, становящимся с годами все более трагичными и пронизанными одиночеством.

          В ранних работах Камиль запечатлены образы окружающих ее людей, которые служили ей моделями. Например, бюст ее знаменитого брата Поля Клоделя, сделанный в духе скульптур Донателло.

 

 

 

Первой работой Камиль, выставленной в салоне, был бюст пожилой женщины, которая сопровождала ее в Париже и вела ее хозяйство. Получились очень выразительные черты, говорящие о большом таланте.

 

На фото не видно поджатых, уже «ссохшихся» губ.

 

Самой монументальной работой, представленной на выставке, работой, скульптурные варианты для которой делались из многих материалов, была под названием, которое я не запомнила. Эта что-то из древней индийской, кажется, мифологии о трудной любви. По-видимому, Камиль имела в виду себя и Родена, во всяком случае, так нам объясняла Белен.

 Долгое время скульптура где-то хранилась в подвале, у нее отбиты руки и другие части, как это было у греческих статуй, но не было задумано самой Клодель. Это скульптура могла бы называться «Поцелуй». Пробные небольшие работы Клодель и Родена были сделаны в одно и то же время. Но работа Клодель другая. В ней мне увиделось больше исторических связей, при всем, при том, что она тоже имеет много общего с новым искусством. Кроме того, в ней гораздо больше трагизма, трудно достижимой любви, страстной мольбы о счастье и его недостижимость.
                 

   Какой трагизм в изможденности этих тел!       
В бронзе и мраморе эти идеи Клодель нивелирует при помощи гладкой фактуры, которая, как пишут,  ее привлекает больше, чем других современных ей скульпторов, и она часами полировала многие свои произведения.


           Некоторые скульптуры имели прямое отношение к Дебюсси, с которым у Камиль был очень короткий проходящий роман (он тоже был связан с другой женщиной!) Тем не менее, общение двух талантов не могло не быть плодотворным для творчества и, следовательно, отметило нечто важное в жизни.

          Скульптура, которая очень нравилась Дебюсси, - Вальс. В ней передано движение, что не так часто бывает в скульптуре, может быть, даже впервые появилось (или Дискобол считается движением?). Как не вспомнить вальсы Дебюсси, прежде всего Вальс для оркестра. Так и кажется, что этот вальс подхватил движение скульптуры, продолжил его, как может продолжить музыка. Не потому ли этот вальс Дебюсси так отличается от всех знаменитых танцевальных вальсов (Чайковский, Прокофьев), что в нем вальсообразное движение, как бы вкрапливается в некий нетанцевальный монолит.

 

 

                     

 Так как у меня сразу же возникло присутствие Дебюсси, когда я делала фото, то я, конечно, усилила движение смазанностью!

          Другие скульптуры, которые очень нравились Дебюсси, связаны с Девочкой из Кастилии. Они действительно завораживают, так много в них истинности - в простоте и особой воодушевленности. Камиль Клодель мастерски сделала волосы у этих бюстов, что еще больше подчеркивает их необычность.

 

 

 Смотришь и понимаешь, что в настоящем искусстве дело всегда в выразительности и неординарности объекта. При этом, может быть абсолютно «обыкновенный» человек или дитя, как в этом случае.

 Все обыкновенно и даже нет особой красоты, а оторваться от этих изображений трудно, потому что они великолепно сделаны и как бы общаются с тобою через годы и даже века.

 

  

 

Эволюция творчества Камиль, как мне показалось, шла в разных направлениях. С точки зрения содержания, все больше обострялся трагизм, ощущение одиночества и смерти.

Скульптура, помещенная на следующей странице, уже прямо смотрит в ХХ век, предвосхищая трагические фигуры Бухенвальда.

Изможденное женское старческое тело в змеиных веревках.

Скульптура имеет название и связана с мифологическим образом. (Надо будет еще раз пойти на выставку и все записать). Но для меня она, как ничто другое, тесно сплелась со страшными образами ХХ века.

В то же время, переплетение веревок в ней напомнило мне Лаокоон. Только там это были змеи, а здесь змеиное, то есть значительно более страшное, потому что оно неуловимо, с чем трудно, а может быть, и невозможно бороться.
На фото около скульптуры стоит Чан.

                       

             Трагична и скульптура, более традиционная по изображению, на которой молодая женщина (она мне нравится меньше двух других фигур) протягивает руку к уводимому кем-то старику. У него тоже жест руки показывает оторванность от прошлого, уход, может быть, прощание. Камиль в этом еще раз запечатлела себя и Родена, отказавшегося от ее любви, но до конца своих дней, помогавшего ей материально (инкогнито).  Картина называется L¨ge Mur. Кажется, это можно перевести как «Возрастная (или вечная?) стена».

Кто же уводит Старика? Не то Ангел, не то Смерть. В ней уже не в первый раз Камиль запечатлела разлучницу Rose Beuret, с которой Роден так и не расторг отношения, чтобы жениться на Камиль. Вечная проблема треугольника!  И в женском творчестве она воплощается очень близко к жизни, в отличие от творчества мужского (тут сразу вспоминается история с «Я помню чудное мгновение», описанная в статье Вл.Соловьева).

Ну, а если посмотреть на скульптуру, отрешившись от личной подоплеки? То в ней я вижу мольбу продлить мгновение, не отнимать человека, не уводить его в тот мир, из которого никто не возвращается. То есть речь идет о смерти, разлучающей людей.

Сцена развертывается на основании, которое напоминает волну.

          Образ волны был связан с проникновением в Париж японского искусства и стал устойчивым в последнем этапе творчества Клодель.
В образе волны художница находит для себя символ застывшего движения, родственного вальсу, и образ ласки. Единственное, что остается ее одиноким героям.

Эти каменные волны Клодель делает в разноцветном камне, что очень красиво: зеленоватый общий фон и розовато-коричневатые прожилки в скульптурном женском ансамбле. (Надо не забыть показать это фото Мишке, который работает с камнем).

 Другую  воплощенную иллюзию мы находим в нескольких скульптурах с камином. Эта иллюзия тепла. Как камин не может обогреть большую комнату, так и героини Камиль не обогреваемы в своем одиночестве, их обнаженная душа кажется раздетой в этом мире, не случайно героини и без земных одежд.

 

 

                Все эти миниатюрные скульптуры были предназначены, в отличие от монументальных работ, для интимной обстановки дома, в которую была теперь заточена, как в темницу одинокая женщина, обделенная душевным теплом и лаской.
      В заключение - рисунок Клодель, который свидетельствует о ее большом таланте. Это портрет ее отца.
В рисунке видно и то, что художник мыслит скульптурно и готовит в рисунке скульптуру.

                      

 Последние тридцать лет, вскоре после смерти ее отца, Камиль Клодель провела в сумасшедшем доме. Когда у нее наступило просветление, она просила своего брата и мать вызволить ее оттуда,  но мать отказалась, а брат был слишком далеко.

Это было так печально, что и подумать страшно.

 


Subscribe

  • Дожила!

    8 июля 2021 Задаю риторически вопрос, можно ли хилому, но молодящемуся быку убежать от действительности, зафиксированной в паспорте? Хотя…

  • Дыбр жалостливый от головотяпы

    2 апреля 2019 Если бы сегодня было первое апреля, я бы не стала обращать внимания на то, что обнаруживалось сегодня. Шутят, и пусть шутят.…

  • Град

    4 июня 2017 А у нпас сегодня град, а у вас? Готовлюсь к полету в Москву!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments